Елена Бутько
этнографические путешествия по Азии, Европе и Африке

  Расписание      Маршрут на заказ      Яхтинг      Отзывы      Статьи      Галерея      Елена Бутько      Контакты

Ближайшие туры

Франция канал-тур
6-14 сентября 2019   
850 euro
1 женское место

Сердце Южного моря

Суматра и Борнео
19 октября - 3 ноября 2019   
1500 USD

Облачный Юг

Китай и Лаос
3 - 17 ноября 2019  
1850 USD

Храмы и джунгли

Шри-Ланка  1650 USD
экотрип
19 - 29 ноября 2019

Мьянма и Тайланд  2000 USD
этнотрип
29 декабря 2019

Дорогами кхмерских королей 

Камбоджа и Лаос  1700 USD
джунгли и племена
15 февраля-1 марта 2020

Охотское побережье и Колыма
1 - 13 августа 2020    100 000 руб.
 

Хмонги

Горные люди Индокитая

фото хмонгов
Горная гряда Хоанглиеншон, тянущаяся из северного Вьетнама через весь Лаос и северный Таиланд до Мьянмы — вожделенные земли для любого этнографа. На меня же сильное впечатление произвел северо-западный Вьетнам, в частности район Сапа. В этом колоритном крае живут несколько горных племен Индокитая: черные и цветные хмонги. Первая волна миграции хмонгов во Вьетнам со своей родины — долины реки Янцзы — произошла более 300 лет назад. И сейчас они составляют 53% от общей численности населения и насчитывают около 20 000 человек (во всем Вьетнаме живет около 800 000 человек). Если и существует место, где можно подробно узнать о жизни вьетнамских горцев, так это здесь, в Сапа. В свое время французы называли жителей здешних территорий «монтаньярами», или горными людьми. Американцы, придя во Вьетнам, сразу же постарались заручиться поддержкой племен: аборигены прекрасно знали джунгли и окрестные горы. После поражения США горцы поплатились за свою помощь иностранцам. К концу войны более 200 000 «монтаньяров» были уничтожены Вьетминем. Вьетнамцы, или, как сейчас говорят, «вьеты», наиболее предприимчивые, деятельные и воинственные жители региона. Они называют жителей горных племен «мой» — «дикие», и сами предпочитают селиться в долинах. Именно различные условия жизни превратили родственные группы в два совершенно разных народа. И в третьем тысячелетии хмонги ведут натуральное хозяйство, основанное на подсечно-огневом земледелии. Главные продукты питания — рис и кукурузу — выращивают на террасированных склонах гор. На выжженных участках леса встречаются посевы ржи, а также лен, из волокон которого делают ткань. С болезнями здесь борются настойками, припарками и отварами из специально выращенных целебных трав. Семьи держат различных домашних животных: от крупного рогатого скота до цыплят и собак. Традиционно, женщины занимаются домашним хозяйством, а мужчины охотятся. Каждые выходные на этнический рынок в Сапу спешат жители дальних и ближних деревень. Причем в субботу на рынок ходят красные дао, а по воскресениям он во власти хмонгов. Предметами купли-продажи становятся сельскохозяйственная продукция, изделия из дерева и бамбука, но главное — серебряные украшения и домотканые вышитые национальные костюмы. Без слов, только глядя на вышивку воротника и рукавов, хмонги могут определить, из какой деревни пришел человек и иногда даже к какой семье он относится. Эти одеяния представляют собой неистощимое культурное сокровище и являются главными сувенирами, которые туристы увозят из Сапы. Кроме того, рынок — это повод для молодежи встретиться с претендентами на брачное партнерство. Горцы считают, что все члены одной семьи должны жить в одном доме и поддерживать друг друга даже ценой собственной жизни, если понадобится. Внутрисемейные браки здесь категорически запрещены. Зато практикуются так называемые «хай пу» — церемонии обручения для бедных: если родители одобряют выбор дочери или сына и разрешают свадьбу, но не могут ее оплатить, молодая пара договаривается о тайной встрече в особом месте, после которой жених может вести избранницу к себе в дом уже в качестве официальной жены. Мне посчастливилось быть гостьей на свадебной церемонии представителей красных дао и черных хмонгов. Оба племени дружелюбно настроены по отношению друг к другу, поэтому межплеменные браки здесь не редкость. Сначала группа хмонгов в темных сине-черных национальных одеждах исполнила традиционные для такого события песни и танцы. Во время основного свадебного танца певцы, не прекращая двигаться и петь, ухитрялись подбрасывать высоко в воздух несколько шаров и жонглировать ими. У хмонгов сильна вера в духов и демонов, поэтому в течение года проводится ряд довольно сложных ритуалов. Для лечения болезней и продления жизни в племени до сих пор применяют древние знания народной медицины. Эти рецепты передаются из поколения в поколение знахарей и известны своей эффективностью. Многие семьи хранят старые рукописные лекарственные книги, написанные китайскими иероглифами. Каждый хмонгский лекарь считается сведущим в одной определенной болезни. Деревни состоят обычно из 5-7 домов. Жилища строятся прямо на земле, обычно из трех комнат, с глиняными или бамбуковыми стенами и деревянным полом. Кровлей служит рисовая солома. Главный фестиваль племен происходит в Сапе во время празднования вьетнамского Тэта (Нового года) — в январе-феврале. А также в сентябре-октябре проводятся деревенские фестивали по случаю сбора урожая. И это лучшее время для приезда сюда, если вы хотите наблюдать за музыкальной и певческой культурой этого народа. С вьетнамских гор я спускалась с надеждой, что еще вернусь в эти дремучие джунгли, где живут люди, не отягощенные и не избалованные цивилизацией. Монтаньяры привыкли полагаться только на собственные силы, этим они и подкупают.

Новости

27.08.19 

27.07.19 

28.10.18 





Facebook LiveJournal YouTube Vkontakte 


Исчезающие этносы

Оранг асли

негроиды Малайзии

Пигмеи

аборигены леса Итури

Ведды

аборигены Шри-Ланки

Мокены

история морских цыган Юго-
Восточной Азии

Хмонги

горные люди Индокитая

Родии

загадочный этнос Шри-Ланки

Чин

татуированные люди Западной Мьянмы

Булан

уникальная культура южного Китая



Экспедиции и путешествия к исчезающим этносам мираКарта сайтаСердце Южного моря: Суматра и Борнео
 
Работает на Amiro CMS - Free