Елена Бутько
этнографические путешествия по Азии, Европе и Африке

  Расписание      Маршрут на заказ      Яхтинг      Отзывы      Статьи      Галерея      Елена Бутько      Контакты

Ближайшие туры

Ускользающая Мьянма

Мьянма  1800 USD
этнографическая экспедиция
28 ноября - 11 декабря 2017

Леопарды, киты и прекрасные родии

Шри-Ланка 
этносы   1400 USD
13 — 22 декабря 2017

Дорогами кхмерских королей 

Камбоджа и Лаос  1650 USD
джунгли и племена
20 января - 4 февраля 2018

Леопарды, киты и прекрасные родии

Шри-Ланка 
этносы   1400 USD
9 февраля — 18 февраля 2018

Мозаика Индонезии

Суматра-Ява-Бали    1200 USD
24 февраля-10 марта 2018  

Тайны древней Нубии

Северный Судан
пирамиды+дайвсафари
26 марта - 7 апреля 2018  

сады и парки 
14-21 апреля 2018  1400 euro

Этнический Китай

малые народы Гуйчжоу и Фуцзяни
21 апреля-4 мая 2018  1800 USD

Алтайская легенда

поход на плато Укок
30 июня - 12 июля 2018  45 000 р

Солнечный Магадан

экспедиция по Колымскому краю
15 июля 2018  110 000 р

Плато Путорана

круиз по Енисею+трекинг
август 2018  NEW

В гости к Чингис-Хану

автопутешествие по Монголии
19 августа—1 сентября 2018 50000 р

Мадагаскар

зоосафари
26 сентября - 13 октября 2018   
2000 euro

Виват, Венесуэла!

восхождение на Рорайму
17 октября - 6 ноября 2018   
3000 USD

Родии

Запутанная детективная история прекрасных нищих

девушка родия

Шри-Ланка, бывший Цейлон, Серендиб, Тапробана... С древности остров считался страной счастливых, забытым раем. Причем, не иносказательным, а раем в прямом, библейском и мифологическом смысле этого слова. Древние мореплаватели полагали, что Ланка стоит в центре мира и не имеет ни широты, ни долготы. Считалось, что именно здесь находятся невидимые врата,через которые из нашего мира можно попасть в какой-то другой, мир богов и демонов. Однажды услышав от гида на Шри-Ланке, что самые красивые из островитян живут в лесу,обособленно ото всех, я решила посмотреть на них и понять причину их изоляции. Загадка оказалась сложнее, чем я предполагала. Никто из ланкийцев не мог внятно объяснить мне, что это за народ и какова его история. Более того, большинство о нем даже не слышало. Попытки найти хоть какое-то упоминание в книгах ни к чему не приводили, пока я не наткнулась на статью... о родиях — отверженном народе Цейлона, как раньше назывался остров Шри-Ланка, однако тайну их происхождения, а точнее — изгнания из человеческого общества, эта статья не раскрыла. Пришлось взяться за разгадку самостоятельно. Пустив в ход дедукцию, я убедилась, что ни сингалы, ни тамилы — основное население острова — отверженными не являются, что мавры и бургеры — потомки арабов и европейских колонизаторов — обитают не в лесах, а первобытные племена веддов,которые являются единственным коренным народом острова, хоть и живут в лесах, но ни красотой,ни отверженностью не отмечены. В поисках истоков происхождения этого загадочного народа были прочитаны записки путешественников древности, содержащие упоминания, что на острове Ланка живет странный народ — наполовину люди, наполовину обезьяны, и что мореплаватели, оказавшиеся здесь, исчезали бесследно. Остров считался населенным людоедами. А ведь по легенде именно в людоедстве и были обвинены родии, из-за чего и были изгнаны! Познакомилась я и с мифологией ланкийцев, подозревая в традиционных демонах-ракшасах,образ диких древних народов. Найденное мной упоминание о пигмеях негроидного типа, до недавнего прошлого людоедах — негрито, которых видели на острове и которые до сегодняшнего дня заселяют Андаманские острова, лежащие там же, в Бенгальском заливе, добавило вопросов. Ведь ни те, ни другие не подходили под определение самых красивых людей на острове, и вряд ли их женщины могли сводить с ума каждого европейца, который их видел. Обнаружилось свидетельство и о совсем таинственных существах — ниттаево — лесных жителях, то ли людях, то ли зверях, с которыми враждовали ведды. Я погрузилась в дравидскую мифологию, сообщившую мне, что прародиной дравидов — народа, к которому принадлежат и ланкийские тамилы, была земля на юге, затонувшая в Индийском океане и оставившая лишь небольшие архипелаги и остров Ланка. Предания тамилов указывали на мифическую Лемурию. Не оттуда ли родом загадочные родии? Перебрав все народы, которые хотя бы в упоминаниях появлялись на Ланке, я поняла, что прекрасные родии — не отдельный народ, а какая-то группа людей со своей, скорее всего, страшной историей. Мне предстояло найти и их самих, и истинные корни их трагической судьбы. 

Нюансы происхождения 

Есть версия (правда, не очень понятно, на чем она основана, кроме родственных следов в языке, но поскольку она высказывается местными учеными, я ее пересказываю), что якобы предки родиев — это лучники из Индии, которые сопровождали на Ланку священное дерево Бо, отросток дерева, под которым Будда достигал просветления. А лучники эти были из племени, родственного ланкийским веддам. Не очень понятно, за что же тогда их потом сделали такими изгоями. Но такую разгадку происхождения родиев дает в книге «Красивые нищие» М.Д. Радхаван, который утверждает, что лучников для охраны священного дерева набирали из южноиндийского племени охотников. Подтверждение этого он видит в неких параллелях между словами "родия«,санскритским «рудра» и палийским (пали — тоже древний язык) «рудда» — «охотник». Самая же распространенная версия происхождения родиев была записана Хью Невиллом в 80-х годах 19 в. По ней дочь царя Паракрамабаху — красавица принцесса Ратнавалли — жила отдельно, в своем дворце. И на кухню этого дворца ведды, местные полудикие охотники, должны были каждый день доставлять оленину. И вот однажды, когда с оленями охотникам не повезло, они подстрелили какого-то местного мальчика. Принцессе же настолько понравилось человеческое мясо, что она приказала веддам каждый день приносить ей именно такую добычу... Народ забеспокоился, когда дети стали пропадать ежедневно. И тогда один парикмахер пришел во дворец просить принцессу, чтобы помогли найти его сына, тоже пропавшего накануне. И пока он ждал аудиенции, его угостили царским блюдом, в котором он увидел мизинец, сразу же опознанный им как мизинец его сына! Далее последовал гнев отца царя, народное негодование и объявление всех,кто жил при дворе принцессы, изгоями, с которыми нельзя было общаться, нельзя было даже прикасаться к ним... Неприкасаемые в чистом виде... Со временем бескомпромиссность в общении с родиями несколько утихла, но заложенные в древности основы остались. Однако в этой версии истории изгнания родиев есть несколько серьезных неувязок, вполне допустимых для легенды, но совершенно неправдоподобных для исторической ситуации. Первое: ведды настолько не воинственны в отношении всех остальных людей, что представить их намеренно охотящимися на детей невозможно. Второе: если бы они даже случайно подстрелили ребенка по ошибке в кустах, то никогда не стали бы приносить его в качестве добычи ко двору, рядом с которым этот ребенок гулял. Третье: замаскировать свою добычу под дикого оленя веддам было бы довольно сложно, а разделанное мясо у них при дворе не взяли бы. Четвертое: при обилии пищи на тропической Ланке опускаться до людоедства целым королевским двором не стали бы никогда. Ведь если даже не для всех эта трапеза была предназначена, то уж знали бы об этом если не все, то очень многие. Если и предполагать, что в этой истории так или иначе было замешано убийство людей, то гораздо правдоподобнее допустить,что это могли быть человеческие жертвоприношения, которые потом преподносились общественности противниками страшного культа как людоедство — то есть в самой эмоционально сильной форме, которая должна была заставить народ с содроганием отвернуться от приверженцев этого культа. Однако не стоит думать, что подобные обряды могли быть только у жутких племен, которые не заслуживали ничего, кроме изгнания. Практически у всех народов древности, причем не очень отдаленной, в разных формах были обычными жертвоприношения животных, а местами и людей. И никто не считает потомков этих народов отверженными. Ни шведов, ни норвежцев, ни итальянцев,ни англичан или французов. Равно как славян, татар или китайцев. А вот родиев посчитали. Видимо, так сильно было неприятие этого обряда или культа. Видимо, так велика была опасность принятия не той веры. Видимо, боролись за души, за идею. В других странах такие жертвоприношения проходили буднично и не вызывали волнений в однородной среде сторонников культа. А здесь, похоже, эти обряды проводились тайно, потому что принятая при царском дворе религия была другой. Так что же за народ практиковал на острове человеческие жертвоприношения? Сингалы и их верования описаны еще с 6 в. до н.э., и в этих хрониках нет ничего, что наводило бы на мысль о таких жутких обычаях. Более того, сингалы приняли буддизм задолго до новой эры, и примерно с 3 в. до н.э. их религия вообще не приветствовала убийство живых существ. Нет, это не мог быть их обряд. И вообще в истории сингалов и тамилов ни людоедства, ни человеческих жертвоприношений отмечено не было. Ведды тоже не могли быть этим народом. Я уже разбирала, чем они не подходят на эту роль. А теперь добавилось еще одно «против»: ведды в этой истории были замешаны как охотники,которые должны были доставлять во дворец подстреленных оленей. Они явно никак не были связаны с жизнью и обрядами окружения принцессы, лишь обслуживая дворец и живя при этом своей отдельной, первобытной жизнью. Кстати, без кулинарного интереса к людям, без всей этой дикости. Что же получается? Что людоедство — наследие неведомых предков родиев? Их религии? Но кто они были? Шаг за шагом я продвигалась к разгадке простенькой, как казалось вначале, загадки. И с каждым шагом вперед я осознавала, что все глубже и глубже погружаюсь в гораздо более масштабную тайну. 

Как рождаются и умирают народы 

Не секрет, что многие группы людей выделялись из общества по различным признакам и старались обособиться. А если жили уже обособленно, то объявляли себя отличными еще и по географическому признаку. По сути, только идеология и соответствующий уклад жизни отличали сначала евреев, например, или казаков от соседей. А сегодня уже казаки стараются выделить себя в отдельный народ. Так было или могло быть с родиями, которые в силу своей вынужденной обособленности стали восприниматься как народ, как самостоятельное племя... Значит, родии — просто потомки наказанной сингальской знати, а вовсе не народ? И формировала их обособленное единство,видимо, отличная от других идеология, а значит, вера. Нужно тогда попытаться понять, чему поклонялись родии, во что веровали. Если в среде одной культуры, но разных народностей возникает вдруг отправление чуждого приоритетной культуре обряда или ритуала, то не мудрено, что местный народ разбирается с этим безобразием наиболее привычным и опробованным в действии способом. В среде южноиндийских народов это могло быть только объявление «чужеродных элементов» изгоями, низшей кастой, нет — выведение вообще за кастовую систему, абсолютным исключением даже из низших слоев. Так было с родиями после уличения их в людоедстве. Хотя гораздо более вероятно, что на самом деле имело место не людоедство, а человеческое жертвоприношение, так как обряды с принесением в жертву людей были у разных народов, а обрядов с поеданием в честь богов не было. Да и не называлось бы это тогда людоедством. А это значит, что такие обряды были враждебными, а возможно и не до конца искорененными на славном острове. На тот момент ведущей религией сингалов был буддизм,остающийся основным верованием уже не один десяток веков. Значит, человеческими жертвоприношениями занимались поверженные враги сингалов или потенциальные и равные им по силе конкуренты. Кто же они могли быть? Какому богу приносили эти страшные жертвы? Определить, какие же религии столкнулись, оказалось не так просто. Посмотреть по хронологии, кто во время правления отца Ратнавалли представлял наибольшую опасность для Ланки, не удалось. Ланкийский царь Паракрамабаху, отец изгнанной принцессы, как выяснилось,историческая фигура, но кто из девяти правителей, носивших именно это имя, действительно он?Первый из них правил с 1153 по 1186 гг., а последний, девятый, с 1509 по 1528 гг. Именно в этом промежутке, между 1153 и 1528 годами, и происходили все события, связанные с принцессой. Но в этом промежутке времени очень много всего происходило! Одно совершенно точно: одна из религий была буддизмом. Она-то и победила в этой истории с родиями. Во-первых, буддизм к тому времени был широко распространен на острове. Более того, именно Шри-Ланка была тем местом, где вообще возникла письменная традиция буддизма, и откуда буддизм потом распространялся по другим странам Юго-Восточной Азии. Во-вторых, среди многих запретов, которые распространялись на родиев, — а это запрет носить одежду ниже колен и выше талии, возделывать землю, использовать железо, набирать воду из колодцев, — выделяется один: родиям нельзя заходить в буддийские храмы. А это свидетельствует, прежде всего, о противостоянии какого-то культа буддизму. Так какую же веру царь посчитал настолько опасной,что проклял и отверг из-за нее свою дочь? Родиям нельзя было строить обычные дома. Их жилища представляли собой сплетенную из засохшей грязи заднюю стену, над которой с дополнительными подпорками должна была нависать крыша из пальмовых листьев. Вероятно, это требовалось для того, чтобы все всегда могли видеть,что именно делают родии. Поселения родиев служили своеобразным местом ссылки провинившейся знати. Сюда изгоняли целые знатные семьи, по разным причинам попавшие в немилость к царю. Они должны были вместе с родиями заниматься их основным делом: плести веревки, которыми привязывают скот и слонов. Отверженные должны были приветствовать любого человека, низко склонив голову и соединив ладони над ней. Главу сообщества родиев называют хула-валия, что в переводе значит «несущий факел». Для некоторых исследователей, которые хотели видеть в родиях остатки какого-то охотничьего племени,это было неким свидетельство того, что в древности этот народ промышлял охотой. Хотя не очень понятно, чем именно факелоносцы напоминают об охоте. А вот о ритуалах, о жрецах каких-то культов, о ночных обрядах это название как раз очень даже напоминает. И я стала искать в религиях,верованиях и культах то, что отвечало бы необходимым условиям: требовало бы человеческих жертвоприношений и противостояло бы буддизму. Но тут надо сказать, что и буддизму на Ланке в определенный момент истории противостоял... сам же буддизм. И чтобы понять ситуацию лучше,попробуем нарисовать себе очень краткую, упрощенную картину духовной жизни Шри-Ланки и Индостана, поскольку то, что происходило на его просторах, очень сильно влияло на остров счастливых людей. Арии пришли на полуостров Индостан, когда местные дравидские народы уже считались местными жителями. Однако и дравиды тоже пришли в эти места, просто несколько раньше. До дравидов здесь жили разные народы, которые принято называть ведическими, так как они руководствовались в своей жизни тем, что было написано в Ведах. А до них с 3 тысячелетия по 18 века до н.э. процветали индские культуры Хараппы и Мохенджо-Даро, наиболее развитые и загадочно исчезнувшие. Многие историки считают, что древнеиндийские цивилизации были матриархальными, и почитание женского начала играло важную роль в культах. 

ВЕДЫ (не путать с первобытным племенем Шри-Ланки — те называются веддами) в переводе с санскрита значит просто «знание». Они представляли собой собрание сакральных текстов, в которые входили самхиты — собрание священных гимнов; магические формулы — мантры; описание и истолкование значений обрядов; араньяки — «лесные книги» для тайного истолкования ритуалов;Упанишады — философские комментарии к Ведам; сутры — руководства для обучения дисциплинам веданты — фонетике, грамматике, этимологии, ритуаловедению и астрономии и некоторые отдельные тексты, хранящие знания предшествующих веков. Самой известной у нас частью вед является наиболее древняя «Ригведа», которая во многом предшествовала «Авесте» зороастрийцев и в которой прослеживаются традиции поэтических приемов, образов и персонажей, общих для славянской, балтийской, греческой, кельтской и других культур индоевропейских народов. Проникновение Вед в жизнь древних индийских племен, взаимное приспособление породило брахманизм, который достиг вершин развития во время активного взаимодействия арийской и ведической культур в 8-5 вв. до н.э. 

БРАХМАНИЗМ — это, по сути, культ единой абсолютной сущности, чистого сознания и неомраченной радости, блаженства, которое является первоосновой и источником всего сущего и представляет собой единое «Я» всего существующего. Брахман — абсолютная единая реальность. Древнейшие определения брахмана похожи просто на отрицание («не то, не то»), что подчеркивает его неописуемость. Брахман то развертывается в мир, то возвращается в исходное состояние,поскольку процесс творения цикличен. Несмотря на такую философскую поэтичность в определении брахмана, сам брахманизм своей философской концепции не создал. Сформировавшийся в 1 тысячелетии до н.э. и достигший расцвета в 8-5 вв. до н.э. брахманизм был предшествующей стадией индуизма. Может быть, поэтому иногда брахманизмом называют индуизм. Как некое отрицание брахманизма в Индии одно за другим появлялись различные духовные учения. 

ДЖАЙНИЗМ — одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н.э. как реакция на ритуализм и элитарность брахманизма. Джайнизм отказался от Вед и допустил в свои общины и мужчин, и женщин любой касты. Название религии происходит от имени пророка Джины, почитаемого в качестве основателя религии. Он же известен в истории как странствующий проповедник Вардхамана, получивший потом имя Махавира. Главную роль в освобождении, в переходе из несовершенного состояния в совершенное играет поведение, воспитание личности. Обязательное условие джайнизма — очень жесткие нравственные нормы. Существует пять запретов:нельзя причинять вред живым существам, нельзя обманывать, нельзя воровать, нельзя иметь сексуальные отношения и нельзя собирать у себя ценности бренного мира. Основным путем к освобождению джайнизм считает аскетизм — вплоть до отказа от одежды, еды и до самоистязаний. На конец 20 в. количество джайнистов составляло около 3 миллионов человек. 

БУДДИЗМ — учение Будды, следование его пути. Возникло в 6-5 веках до н.э. В буддизме вера в перевоплощения дополняется стремлением к справедливому освобождению от страданий и достижению нирваны — окончательному уничтожению страдания, состоянию вне времени и бытия,вне ощущений, к состоянию высшего блаженства, конечной цели человеческого существования,прерывающей бесконечную череду перерождений и останавливающей действие закона кармы. С момента смерти Будды в 544 году до н.э. его ученики передавали учение в устной форме, вплоть до того времени, когда появилась опасность утратить истинность того, чему учил Будда. И лишь в 1 веке до н.э. на Цейлоне все каноны были записаны на пальмовых листьях и получили название «Типитака» — «Три корзины». С этого времени отхождения от канонов стали заметны и в буддизме появились различные направления. Соблюдение первоначального канонического учения называется тхеравада. Она распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Тайланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме, Бангладеш, Малайзии и Непале. Под влиянием брахманистско-ведийской и индуистской культур в первых веках н.э. в Индии сформировалось направление буддизма, именуемое махаяна. От ортодоксального это течение отличалось тем, что стало больше похоже на массовую идеологию, а не на путь индивидуального просветления. Например, высшего просветления в махаяне могут достичь уже не только монахи, а все люди. Кроме этого, доброжелательность превратилась в сострадание, которое воплотилось в деятельное служение. А высшим идеалом стал Будда, отказавшийся от нирваны, ради помощи другим в ее достижении. Махаяна породила несколько сект: чань-буддизм в Китае, дзэн-буддизм в Японии и аналогичную индуистскому тантризму ваджраяну, которая в свою очередь породила ламаизм, закрепившийся на Тибете. Махаяна стала господствующим течением в буддизме в Индии,Китае, Японии и Непале. У нас, как и в большинстве стран Запада, буддизм известен по романизированному дзэн-буддизму и соединившему труднодоступность и мистику гор с эзотерикой тибетскому ламаизму. Численность приверженцев буддизма на конец 20 века — около 380 миллионов человек. 

ТАНТРИЗМ — направление в индуизме и буддизме, возникшее в первых веках н.э. В основе концепции — представление о том, что человек воплощает в себе модель вселенной и сам по себе является микрокосмосом, а энергетическое начало всего воплощено в человеческой сексуальной энергии. Тантризм широко использовал ведические ритуалы, мантры, медитации, методы йоги и изотерические практики. В Индии это течение стало широко распространяться только в 7 веке н.э., а его расцветом считается период с 9 по 14 века. Основные божества тантризма — Шива и его супруга Шакти. Приверженцами тантризма являлись в основном неарийские народы. Ведические верования постепенно смешивались с арийскими богами и дравидскими обрядами, в результате чего образовался индуизм. 

ИНДУИЗМ — политеистическая религия, которая окончательно сформировалась примерно к 1 веку до н.э. как компромиссный результат взаимодействия и противостояния брахманизма ведическим верованиям, буддизму и джайнизму. Веды, например, стали священными книгами индуизма, а Будда включен в индуистский пантеон богов как воплощение бога Вишну. Несмотря на то, что в этой религии существуют и доктрины, и узнаваемые нормы, индуизм никогда не имел четкой системы, общих догм и культов, централизованной организации и единого руководства. Он всегда был довольно расплывчатым явлением. Политкорректная конституция Республики Индия от 1950 года включает в индуизм также и буддизм, и джайнизм, и сикхизм, хотя, разумеется, ученые считают их разными религиями. В индуизме всегда было много течений, сект, школ и разнообразных культов: вишнуизм, шиваизм, кришнаизм, тантризм и др. Сегодня в мир насчитывается более 850 миллионов приверженцев индуизма, возможно, как раз потому, что в него в Индии включают и буддизм, и джайнизм. 

Вот в этом водовороте и вращалось то, что потом стало судьбой родиев. В нем же мне предстояло найти то, что послужило причиной их трагедии. 

Тайна родиев, старательно забытая 

Отбросив джайнизм с его отказом от богатств и не причинением вреда, отбросив веды и браманизм, как очень древние и близкие ариям учения, из которых и вырос Будда, я получила в остатке индуизм и тантризм. Местные верования пришлось исключить. Просто потому, что у веддов никаких страшных культов нет, а везти какое-нибудь локальное племенное верование из Индии никто не стал бы. Да и не могло бы оно составить конкуренцию буддизму, который был основным учением на острове. Надо было искать среди сильных религий. И тут я обнаружила, что у оставшихся подозреваемых существует почитание Шивы и его супруги. Культ Шакти был довольно распространен благодаря тому, что культы богини-матери,культы женщины-богини были практически у всех индийских народов в древности. Особенно сильным был этот культ у народов дравидских и, прежде всего, у тамилов. Дальше — больше. Выяснилось, что культ Шакти, супруги Шивы, во-первых, оказался общим и для индуизма, и для тантризма, а во-вторых, имеет вовсе небезобидные формы. Шакти поклонялись как богине высшей реальности, стоящей над всеми другими богами. У супруги Шивы, точнее, у ее воплощений, было много имен: Дурга, Деви, Махадеви, Шакти, Парвати, Кали... А выступает она часто и в образе богини-воительницы, символизирующей победу добра над злом. То есть, победу того, что было священно для дравидских народов над вторгшимися арийскими воинами. Больше того, выяснилось, что корни такого же культа воинственной богини у тамилов лежат в древней дравидской мифологии. Там эту богиню называли Эллама. Она считалась богиней-покровительницей древней прародины дравидов, затонувшей земли... И тут мне вдруг стало понятно ничего не говорившее до этого название экстремистской группировки, выступающей за образование на Шриланкийском севере независимого тамильского государства. Они себя называют «Тигры Тамил Элама». Тем самым словно подчеркивают свои права на остров. Однако я бы на их месте не спешила с демонстрацией таких козырей. Далеко не все ясно с этимологией тамильского слова «Элама». На этот счет существует несколько версий. К примеру,одна из них ничуть не хуже покровительства суровой богини. Древнее царство под названием Элам существовало на землях нынешнего Ирана, на берегу Персидского залива, рядом с Шумером и Аккадом, которые были на территории современного Ирака, и процветало оно с 26 до 6 века до н.э. Стоит обратить внимание и на то, что Персидский залив, по сравнению с океаном у берегов Индии,совсем мелкий. А это значит, что если бы уровень Мирового океана поднимался или прошла большая волна, то затопило бы — именно заливом, — земли, на которых могла лежать и часть Эламского царства. Это одна из древнейших цивилизаций на Земле — из тех, о которых что-то известно. Язык Элама, несмотря на географическое положение царства, не относился к иранским языкам, а входил в большую группу языков... эламо-дравидских. Ну как не заподозрить хотя бы родство мифологий! А ведь тогда и прародина воинственного народа переместится значительно восточнее.... Но не будем отвлекаться от нашего расследования. Культ супруги Шивы, выступавшей под разными именами, был совершенно чужд ведийской традиции, а его почитателями были дикие и неарийские народы. В тантризме культ Шакти использовал мистерии и сексуальные обряды,допускал вино и мясо и игнорировал в своем кругу запреты, связанные с кастами. То есть он нарушал порядок, принесенный многочисленными волнами завоевателей. Он отвергал касты. Поклонение верховной богине в древности у более примитивных народов во время сакральных обрядов тоже было связано с сексом и кровью: верховный жрец должен был совершить с царицей,воплощавшей на земле верховную богиню, ритуальное совокупление, после чего его убивали. В индуизме этот культ принимал тоже жесткие формы. Он включал в себя и приношение богине мяса,вина и даже человеческих жертв! А самым ярким из всех воплощений супруги Шивы оказалась Кали — кровавая и страшная богиня. Ее изображали в виде жутковатой ведьмы или грозной воительницы с четырьмя лицами и восемью руками, восседающей верхом на тигре или льве. Украшали эту жестокую женщину кроваво-красные коралловые украшения, ожерелья из человеческих черепов и особым образом заплетенные волосы. В 18-19 веках в Индии ее кровавый культ настолько широко распространился, что англичане именно борьбой с ним, а точнее — с жестокими обрядами, оправдали свое военное вторжение. Действительно, насилие в это время настолько захватило страну, что жертвы исчислялись тысячами, а по некоторым данным — миллионами. Англичане тогда из-за этого объявили себя защитниками порядка, а на самом деле под шумок подчинили себе Индию. Еще одна деталь: часто на изображениях богиня Кали окружена толпой женщин, которых она обучает магии. Их называют дакхими, йогини, бхайрави, шакини, и они очень похожи на европейских ведьм и колдуний из Средневековья. Запомним это. О богине Кали ее последователи слагали стихи и песни. В них прославляется богиня с ее страшными атрибутами, нагоняющими страх на врагов. Кстати, именно у народов, считающих себя потомками лемурийцев, то есть у мадагаскарцев и дравидов, включая тамилов, особенностью культуры является школа стихосложения. И это еще одна деталь, поставившая точку в моих дедуктивных исследованиях: культ принцессы Ратнавалли, той самой, изгнанной и проклятой отцом, которую родии почитали почти как богиню,включал в себя... стихи в ее честь. И говорилось в них и о священной роще, и о заплетенных волосах, и о коралловом ожерелье, и об украшениях из черепов, и о том, что после того, как ей исполнится двадцать лет, она не должна дальше жить, не попробовав вкуса человеческой плоти... Бррр... Будем считать это поэтической метафорой. Но большинство остальных деталей абсолютно совпадает с атрибутами кровожадной богини Кали, известными по описаниям и изображениям. Мой вывод не был оригинальным. Некоторые ученые, как, оказалось, тоже считают, что многое в тайне родиев связано с культом Кали. А в стихотворной традиции родиев их родоначальница и главная виновница их тяжелой жизни принцесса Ратнавалли соединяется с Кали в какую-то женщину-богиню, земное воплощение Кали. И до сих пор Ратнавалли почитают как богиню в северных и центральных районах Шри-Ланки. То есть как раз в местах проживания тамилов,потомков дравидов. Так значит, красавицы родии — тамилки? Или потомки ариев, сингалов, которые приняли чужую религию, чужие обряды и за это пострадали? Скорее всего, и то, и другое. Ведь двор короля был сингальский, и царский род тоже. А принести поклонение Кали могли только тамилы, которые могли быть при дворе в роли танцоров или слуг. Но каким же даром убеждения надо было обладать,чтобы уговорить принцессу чуждой веры принять этот страшный культ, да еще и вместе со всем своим двором! Остается только предполагать, что тот, кто сумел это сделать, обладал либо гипнотическими способностями, даром внушать мысли или как-то влиять на них, либо невероятной харизмой, как теперь принято говорить, и фантастическим красноречием. Впрочем, для тех, кто знает, что специальные заклинания, мантры просто сочетанием звуков могут спровоцировать не только различные психологические состояния у окружающих, но и вызвать действие природных сил,словесное воздействие на аудиторию, — это пустяки. По крайней мере, вера в это очень сильна именно в областях распространения буддизма и индуизма. Сколько же там странных сочетаний! Какие же не разбираемые узлы завязаны! Культ Кали относится к индуизму. Индуизм как религия индоарийских племен, пришедших на полуостров Индостан, сформировался примерно во 2 тыс. до н.э. Культ Кали ближе всего к культу Шивы, а в пантеоне индуизма Шива, как и Вишну, пришел из дравидских верований, с которыми индоарии столкнулись на полуострове Индостан. В индуистском пантеоне по разным подсчетам от 33 до 3399 богов и главными среди них на заре возникновения этой религии были Индра, Агни и Варуна. Но это было, когда арии только-только завоевали новые жизненные пространства вместе с живущими на них представителями ведической культуры. Со временем почитание трех главных богов осталось, однако состав троицы сильно изменился: теперь это Брахма, Шива и Вишну. То есть дравидские боги вытеснили арийских. Более того, вишнуитов во много раз больше, чем всех остальных индуистов. А уж песня Бога, то есть Бхагават Гита, часть эпоса «Махабхарата», в которой Кришна, в роли земного воплощения Вишну,излагает догматы, составившие основу одного из мощнейших ответвлений вишнуизма — кришнаизма, окончательно укрепила дравидские позиции в индуизме. В общем, основными культами индуизма, выросшего из арийских верований, стали культы дравидских богов. Как же парадоксально переплетается история! Итак, к чему привели нас дедуктивные рассуждения? Жестокий культ богини Кали — индуистский. Он мог прийти на Ланку с потомками индоариев — сингалами в виде древних ведийских верований. И тамилам он был не чужим. Ведь большая часть самых почитаемых богов была родом из их родных дравидских верований. Затем сингальская часть населения приняла буддизм, а религия их предков стала для них чужой. И уж совсем чужими, надо полагать, были новые, дравидские боги, завоевавшие главные позиции в религии их предков, образовав индуизм. Возможно, это отчасти способствовало и принятию буддизма, дальнейшему противостоянию двух религий. Тем более отвратительным для ланкийцев должно было стать сразу тройное предательство принцессы Ратнавалли: во-первых, она предала своего отца; во-вторых, предала религию государства и сингалов; и, в-третьих, сделал все это, поклоняясь одной из самых одиозных дравидских богинь — Кали, богине зла, точнее, богине, которая уничтожает зло в вечной борьбе с ним. Уничтожает так, что никакое зло по жестокости с ней не сравнится. А ведь борьбу с пришедшими и завоевавшими их народами дравиды считали воплощением борьбы богини Кали, и древние предания о величайших битвах времен, описанных в «Махабхарате», битвах, в которых принимали участие и предки дравидов, тоже считают описанием этой борьбы. То есть Кали для тамилов воплощала смертельное противостояние, в том числе и с... сингалами, которых дравиды считали завоевателями. Можно понять ярость и священный гнев отца принцессы. Сколько же сложностей создает себе человек... 

Учение об избавлении от страданий против учения о зле, побеждающем... зло 

Чем же грозил Ланкийскому государству культ Кали? Прежде всего, он угрожал священному учению — буддизму. А чтобы понять, как связана Шри-Ланка с буддизмом, проделаем стремительное путешествие во времени. Итак, в 624 году до н.э. в местечке Лумбини (сейчас это территория Непала) родился принц шакьев Сиддхартха Гаутама. В 29 лет он увидел страдания своего народа и отказался от той жизни, которая у него была. В 36 лет, медитируя под деревом около селения Гая в Индии, он обретает просветление и становится Буддой. Затем 45 лет он странствует и проповедует свое учение об избавлении от страданий. В 544 году до н.э. в возрасте 80 лет Будда умирает в индийском городе Кушинагаре. В конце 1 тыс. до н.э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В письменных хрониках отмечено, что индийский царь Ашока послал своего сына Махинду на Ланку, чтобы принести туда учение Будды,и было это в 247 году до н.э. С тех пор вся история острова так или иначе связана с буддизмом. А вот в самой Индии, там где жил и проповедовал Будда, его учение впоследствии не получило столь широкого распространения. Парадоксы истории. В индуизме одним из аватар, земных воплощений Вишну, в виде которых он спускался на землю,чтобы повлиять на развитие мира, вместе с Рамой и Кришной считается еще и Будда. Так что можно полагать, что буддизм в какой-то степени, как и вишнуизм, и кришнаизм, и шиваизм, — вроде бы одна из ветвей индуизма. Тем более, что в пантеон буддийских богов из древних верований ариев,дравидов и совсем древних народов, населявших эту землю, были записаны и Индра, и Брахма, и другие. Тем не менее, даже общая основа и отдельные черты всех этих религий не спасали от непримиримого противостояния. Борьба за души, и умы всегда велась отчаянно. С тех незапамятных пор, когда сингалы поселились на острове и образовали свое первое государство, с севера, с берегов Индии, постоянно совершались вторжения тамилов, иногда оказывавшиеся успешными. Тогда власть над частью острова переходила на какое-то время к тамильским царям, а вместе с этим на остров приходила другая вера, другие обряды. В основном верования тамилов были индуистскими. А буддийские монастыри опустошались и закрывались. Потому над буддизмом Цейлона постоянно нависала угроза простого военного уничтожения. И это на земле, где были записаны все буддийские каноны, где хранился зуб самого Будды, где осталась неизменной именно та форма учения, которую проповедовал сам Будда... Допустить такое?Невозможно! И сингалы отстаивали сокровенные знания, как могли — вплоть до смертельных битв. Уже во 2 веке до н.э. северная часть острова была захвачена тамилами, которые оставались на острове 44 года и только потом были разгромлены. После этого позиции буддизма еще более укрепились, но в 1 веке до н.э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правил 29-17 гг. до н.э.) решил созвать буддистов из разных стран в монастыре Махавихара, чтобы решить вопрос о сохранении буддийских традиций. Пятьсот самых ученых монахов собрались в пещере монастыря Алувихара близ Матале, где на пальмовых листьях и записали на языке пали тексты учения Будды. А ведь и в самом буддизме зрела измена вековым принципам. И шла она тоже из Индии. Как раз тогда появившееся там ответвление, назвавшее себя махаяной и проповедовавшее другие принципы и ценности, а древнее учение обозначившее архаичным и примитивным, активно пыталось проникнуть на священный остров. И допустить этого тоже было нельзя, потому что тогда не сохранилось бы истины в том виде, в котором нес ее людям Будда. Пытаясь спасти от уничтожения священные реликвии буддизма, их даже увозили в Бирму, где хранили в храмах и монастырях. В общем опасности подстерегали со всех сторон. А ведь ортодоксальный буддизм был объявлен основой государства сингалов. Отказаться от него означало бы отказаться от собственного государства, отдав его захватчикам добровольно, своими руками, что обернулось бы полной зависимостью от чужих законов и правил, подчинением тамилам. Насколько такая перспектива вдохновляла сингальских царей? Вопрос риторический — ясно, что ничего более страшного для них просто не было. А тамильские нашествия все продолжались и продолжались... Учение Будды на острове еще долго то, почти погибало, то снова возрождалось, и очень часто в последний момент учение об избавлении от страданий спасали ученые монахи из других стран. В 1050 году, например, исчезли буддийские общины в Анурадхапуре вследствие вторжения из Южной Индии, а уже в 1070 году прибыли монахи из Пагана, из Бирмы, чтобы восстановить традиции тхеравады. В 1164 году столицу сингальского царства Полоннаруву разрушили захватчики, после чего царь Паракрамбаху вместе с двумя монахами из монастыря объединил все течения на острове в то, что теперь называется то ортодоксальным, то южным буддизмом, или тхеравадой. В 1236 году, после очередной попытки уничтожить древнее учение, из Индии на Ланку приплыл монах, чтобы восстановить традиции тхеравады. В 1753 году из Тайланда приплывают монахи, и снова для восстановления тхеравады на Ланке. Чем больше вникаешь в историю буддизма, тем больше становится понятной ситуация, которая могла привести к изгнанию принцессы и ее двора из общества. К 11-12 векам, когда это произошло,буддизм в Индии окончательно пришел в упадок, ланкийские традиции становятся центром сохранения и распространения учения Будды, практически центром буддизма в его первоначальном виде, который именуется тхеравадой. В это же время усиливались вторжения из Южной Индии. Тамильские завоевания, прежде всего, устанавливали индуизм как главную религию, а с буддизмом всячески боролись. Ну как царю в такой ситуации не впасть в ярость, если он обнаруживает, что его дочь, принцесса, не только не хранит учение Будды, но и поклоняется вражеским богам, отправляя жуткие, кровавые обряды? 

Как же это было и за что? 

Красавица Ратнавалли жила в своем дворце. Ее окружали как преклоняющиеся по должности и положению, так и просто хитрые льстецы, честолюбивые, властолюбивые, алчные — разные. И среди них оказались последователи кровавого культа. То ли в знак протеста, свойственного юности,то ли из-за щекочущего ощущения опасности и адреналина, а, может быть, и из-за сексуальной вседозволенности ритуальных оргий культ Кали мог увлечь придворную молодежь. И в этом придворном окружении, среди этих людей, которые могли быть тамильскими танцовщиками или музыкантами, например, оказался кто-то, очень сильно повлиявший на юную принцессу. Как такое могло произойти? Во-первых, скорее всего это был мужчина, так как на юную девушку самое сильное влияние мог бы оказать именно представитель противоположного пола. Во-вторых,скорее всего, она была если не влюблена, то уж увлечена им очень сильно — иначе не было бы такого сильного влияния и такой слепой веры. В-третьих, он, скорее всего, был фанатиком,красноречивым, горячим, ибо именно огонь в глазах действует убедительнее всего. В-четвертых,практикуя культ, в котором большое внимание уделяется магии, он, наверное, мог владеть гипнозом или даром убеждения. В-пятых, он мог также безумно увлечься красавицей принцессой, а ничто так завораживающе не действует, как страсть, человека, который небезразличен. И он мог сознательно добиваться духовной власти над самой влиятельной женщиной. Этот человек заражает принцессу, а вместе с ней и большую часть приближенных интересом к запретному плоду — культу, которого боятся. Все больше вовлекаясь в обряды и ритуалы, принцесса, считая себя могущественной и безнаказанной, могла совсем потерять голову, и бдительность. Ей поклонялись как воплощению богини Кали, и она чувствовала себя богиней. Кровь, нарушение запретов, любимый мужчина рядом — все пьянило, но уже сплелось в трагический клубок. И вот однажды, скорее всего по доносу кого-то из обиженных приближенных, известие о том, что принцесса исполняет обряды чужой, страшной, враждебной религии дошло до е отца. А царь был больше всего озабочен именно сохранением основы своей власти, символа государственности — буддизма. А тут — родная дочь, кровавый и жестокий культ, сексуальные ритуалы, человеческие жертвоприношения... Как тут быть? И царь принял, наверное, самое гуманное на тот момент решение. Он никого не казнил. Он проклял их всех, отрекся от дочери и, не разбираясь, изгнал ее со всеми придворными в лес. Он запретил им носить что-нибудь, кроме набедренной повязки, — чтобы всем было видно, что они несут. А может быть, рассвирепев, он именно так наказал дочь за участие в ритуальных оргиях. Он запретил им строить дома, — лишь навесы, чтобы любой прохожий мог видеть, чем они там занимаются. Таким образом, лишив их власти, силы и возможности совершать свои обряды, царь избавился от внутренних идеологических врагов, а с помощью легенды о людоедстве надолго исключил новоиспеченных отверженных из общения с другими людьми... Сегодня родиев намного меньше одного процента всего населения Шри-Ланки и живут они в основном в нескольких деревнях на западе Курунегалы. Правда, сейчас они уже начинают ассимилироваться, и Шри-Ланка постепенно рискует потерять одно из самых интересных и самобытных социальных сообществ. Пользуясь преимуществами социалистического строя Шри-Ланки, родии предпочитают нигде не говорить, что происходят из касты отверженных. Они отправляют детей учиться, получать профессию, работу. Многие работают в больших, по меркам Ланки, городах — Коломбо, Негомбо, Канди, Гале — в городской жизни легче затеряться. Родии почти рассредоточились по всей стране, ассимилировались, не афишируют свое происхождение и начинают новую жизнь. Жизнь новых династий. Именно поэтому их так трудно найти. Именно поэтому ланкийцы практически не знают их истории. В общем, если несколько десятков лет назад высказывались опасения, что родии исчезнут, утратят свою, пусть и навязанную, самобытность, что они уже готовы к тому, чтобы ассимилироваться, то теперь уже можно сказать: это почти произошло. Родиев, как явления истории Ланки, мы уже рискуем вскоре не встретить. И хотя сегодня большинство родиев считает себя уже буддистами, много женщин из деревень северо-западной провинции Шри-Ланки каждый год в июле-августе идут к храму Шивы, расположенному недалеко от городка Чилау. Там происходит ежегодный праздник, на котором они поют, танцуют и читают стихи. Между прочим, родии — один из немногих народов, сохранивших поэтические традиции, как дравиды и мальгаши, считающие себя потомками лемурийцев. Так вот, читают там родии стихи, посвященные своей ужасной и прекрасной принцессе Ратнавали. И богине Кали, богине зла. 

Секрет красоты 

Но если все так кровожадно, почему же так привлекали к себе родии и особенно их женщины? Как сводили с ума и коварных иноземцев, и непримиримых соотечественников? В чем же секрет пленительного облика родиев? Казалось бы, если все сопоставить, ответ напрашивается сам собой. Представим себе: изгоняется принцесса со всем двором: слугами, танцорами и танцовщицами, музыкантами и воинами из охраны, гвардией и прочими придворными. То есть с избранными, самыми лучшими. Неужели можно думать, что танцовщики не обладали грацией, придворные и слуги были противны своими лицами, а гвардия и прочее окружение принцессы, включая ее саму, почему-то были лишены осанки повелителей? Неужели можно предположить, что своих детей они воспитывали не собственным примером, и тем не передалось их умение держаться с достоинством? Неужели можно сомневаться, что у избранных, красивых родителей будут рождаться такие же красивые дети? В общем, как мне кажется, нет ничего удивительного в этой красоте и привлекательности. Все просто, но и непросто. Умозрительные предположения не могли учитывать того, что можно увидеть только своими глазами. И вот тут-то и крылась тайна. Секрет их привлекательности, который невозможно понять, опираясь только на их историю и происхождении. Пока с этим не столкнешься самостоятельно. Проще всего предположить, что девочки родиев рождаются ведьмами. В хорошем смысле. Они способны одними глазами произвести такой эффект, которого не добились бы от первых красавиц батальоны лучших стилистов. И становится понятно, как колонизаторы сходили от них с ума, понятно, как мог губернатор с первого взгляда потерять голову от простой служанки, да так, что отгрохал для нее дворец... Но не красота их была смертельным оружием для мужчин. Они живее и естественнее всех окружающих, они обаятельнее и искреннее остальных. Как это получается у родиев? Но их женское оружие сродни самому настоящему волшебству, колдовству, чарам... Кстати, обратим внимание, в описаниях древних верований, положивших начало и индуизму, и буддизму, мы постоянно встречаем упоминание о магии, магических практиках, всяческих волшебных способностях. Вообще народам, населявшим Индию и Шри-Ланку до появления здесь арийских и дравидских племен, древние тексты приписывают всяческие сверхъестественные способности и умения. Часть их явно свидетельствует о владении какими-то аппаратами и специальными техниками. Но другая часть — это то, что может быть врожденными способностями, которые потом могли быть развиты, натренированы. Все эти древние яккхи, ракшасы, гандхавры, киннары, кимпуруши, наги, супарны и ванары, как считалось, обладали способностью мгновенно исчезать, летать, менять форму, читать мысли, влиять на силы природы и знать все о других обитаемых мирах, кроме Земли. С магией были связаны и ведические верования, и ритуалы нагов, и тантризм, и ваджрайяна, которая, по сути, напоминает тот же тантризм и даже буддизм. В мистических учениях известно более 80 сверхъестественных способностей. Основными считают ясновидение, яснослышание, всезнание, уменьшение до исчезающее малых размеров, уменьшение и увеличение веса тела, невидимость, способность перемещаться со скоростью мысли, власть над силами природы и живыми существами, способность разгонять тучи, понимать язык животных, управлять своими страстями, а также изменение формы, переселение души в другое тело, исполнение желаний, предсказание будущего, способность помнить о прошлых рождениях, способность вызывать паралич у нападающих, исцеление наложением рук, нестарение, хождение по воде, горячим углям, способность переваривать несъедобные предметы, оживлять мертвых, останавливать и вновь запускать свое сердце, выживать при погружении в воду, при закапывании в землю, способность входить в состояние анабиоза и т.д. А что еще особенно любопытно: телепатию, влияние на чужие мысли, гипноз... и способность вызывать к себе симпатию. Волей-неволей вспоминаются окружавшие богиню Кали женщины, которых она обучала магии... 

Послесловие к расследованию 

Все вроде бы сходится, все становится понятным. Но есть одно «но»... Хоть родиев и относят к сингальским кастам, их язык отличается и от сингальского (индоарийского), и от тамильского (дравидского). Он более родственен, как определили ученые, австрало-азиатской группе языков, на которой разговаривают, например, аборигенные племена мунда на востоке Индии. Так может быть, основу родиев составили остатки какого-то местного аборигенного народа, который, например, в чем-то прислуживал принцессе или обитал вокруг ее дворца. Или этот народ был кастой мусорщиков на острове. Ведь по одной из драматических интерпретаций древнего предания разгневанный отец повелел тут же выдать принцессу замуж за мусорщика, тем самым унизив ее, как только было возможно. А родственники мужа принцессы? А его соплеменники? Естественно, они могли жить рядом, какой-то деревней или сообществом. Тогда их язык вполне мог сохраниться, если не в чистом виде, использовавшийся как арго, то хотя бы в смеси с сингальским. Кстати, язык родиев в конце концов, стали считать диалектом сингальского языка. В общем, мое расследование принесло свои плоды: в виде выяснения причины, заставившей родиев стать изгоями, и в виде еще нескольких попутно всплывших загадок, ответов на которые нет. Во всяком случае, пока. Пока не организуется новая специальная экспедиция на этот удивительный остров для поисков разгадок и новых открытий.

Новости

29.07.17 

26.04.17 

12.04.17 





Facebook LiveJournal YouTube Vkontakte 


Исчезающие этносы

Оранг асли

негроиды Малайзии

Пигмеи

аборигены леса Итури

Ведды

аборигены Шри-Ланки

Мокены

история морских цыган Юго-
Восточной Азии

Хмонги

горные люди Индокитая

Родии

загадочный этнос Шри-Ланки

Чин

татуированные люди Западной Мьянмы

Булан

уникальная культура южного Китая



Экспедиции и путешествия к исчезающим этносам мираКарта сайтаУскользающая Мьянма

Прогоны сайтов по профилям
Работает на Amiro CMS - Free